Татьяна Митрофанова

психолог-консультант в Санкт-Петербурге

Выученная беспомощность

Выученная беспомощность

Ощущение взрослого человека, что он способен создать что-то ценное, стоящее, значимое для других, ставить большие цели и достигать их в работе, произрастает, как мне кажется, из того, что в детстве его внимательно слушали с желанием понять, всерьез относились к его чувствам и идеям. Если родители были в состоянии вникать в его внутренний мир, он рос с ощущением, что он сам является ценностью, способен ценности создавать, сказать и сделать что-то умное, интересное.

Можно иметь сколько угодно талантов, но оказаться не в состоянии их реализовать и ими воспользоваться. Этому, по-моему, сейчас способствуют бесконечные развивающие занятия для детей (не сами по себе, а то как их используют): дошкольников и школьников таскают по ним, развивают способности и укрепляют силу воли, но у родителей не остаётся времени на самого ребенка и на отношения с ним. Главным становится то, чему ребенок научился, а не то, что он сам об этом думает и что чувствует.

Если в детстве внутренний мир ребенка не принимали в рассчет, не считались с ним, не считали важным вообще обращаться к нему, игнорировали желания (я не говорю даже про прямое обесценивание, пренебрежение, психологическое насилие, а просто про отсутствие контакта...), то во взрослой жизни во внешнем мире это все проявится в неуверенности в себе, потерянности, страхе заявить о себе и реализовать свои идеи, ощущении своей бесправности и незначительности, неспособности что-либо изменить. Такая вот выученная беспомощность.

Комментарии Disqus

Психолог СПб