В этом цикле статей я рассматриваю элементы, с которыми сталкиваются люди в процессе поиска своего призвания и смены карьеры.
Интересы
Изменения
Переходный период
Время
Шаги
Ресурсы
Тревога
Возможности
Ограничения
Старые контакты
Новые контакты
Базовые потребности
Обязательства
В основе профессиональных изменений лежит мировоззрение человека в целом. Элемент «философия» в моей методике носит совсем не отвлеченный характер, а очень конкретный. Это личная философия, ценности, взгляды на жизнь, представления о том, что правильно и не правильно, что возможно и не возможно.
Какие-то моменты в философии, влияющие на смену карьеры и профессиональные выборы могут быть очень индивидуальными, но вот, пожалуй, основные пункты, о которых обычно идет речь: смысл работы, отношение к изменениям, своим способностям, к возможностям, к деньгам, к обучению, к времени жизни, мужским и женским ролям.
Все эти представления проявляются в том, как человек живет, как работает, как ищет работу.
Чтобы исследовать все возможности и ограничения личной философии, сначала важно определить основные идеи, которыми человек привык руководствоваться. Некоторые из них могут оказаться противоречивыми или устаревшими — когда-то они помогали человеку, а потом стали скорее мешать.
Очень важно привести в согласие основные положения личной философии, найти ответы на свои вопросы про отношения с деньгами, с собой, с миром. Возможно, найти «дыры» в этой философии — тонкие места, сомнительные установки.
Если мы определились со своей философией, во что мы верим, в чем мы готовы участвовать, а в чем нет, то это позволяет лучше анализировать предложения о работе и формировать свою карту поиска. Если миссия или философия компании на деле, а не на словах, не согласуется с нашей, это может стать существенным препятствием для работы там.
Разобраться в своей философии — это узнать больше о себе на духовном уровне.
Пожалуй, вопрос «Во что я верю?» - один из ключевых здесь. И на него не так-то просто ответить. Верю ли я, что могу позволить себе заниматься тем, что мне нравится? Верю ли я что смогу заработать этим достаточно? Верю ли я, что могу что-то изменить в своей жизни? Какой смысл в моей работе? Кому нужно то, что я делаю? Кому нужно то, чем я хочу заниматься?
Еще важно разобраться во взглядах на то, кто в семье должен работать, кто сколько зарабатывать, кто будет сидеть с детьми, о мужских и женских ролях. Потому что затяжной декрет не может не сказаться на профессиональном развитии. Если в паре на этот счет разногласия — это может осложнять ситуацию. Я думаю, что единственного верного решения для всех здесь нет. Но я не считаю, что самореализация в материнстве может заменить самореализацию в профессии. В разные периоды в жизни на первый план может выходить семья или работа, но все-таки - это разные стороны жизни. И нельзя одной заменить другую. Это, кстати, моя философия, и в этом смысле философия психолога, консультанта, к которому вы обращаетесь с вопросом профессиональных изменений, тоже важна. От этого зависит возможность и эффективность совместной работы.
Еще одна тема — отношение к обучению. Обучение — это не только школа и институт. Непрерывное обучение в разных формах в течение всей жизни — это необходимость для развития профессионала в любой отрасли.
«Дыры» в элементе «философия» могут привести к профессиональному кризису и если их не проработать, то переходный период может затянуться. Такие непроясненные вопросы могут тормозить наше развитие, блокировать попытки реальных изменений, мешать увидеть свои настоящие интересы. Это еще одна из причин, почему обычные тесты по профориентации не особенно помогают нам. Потому что не достаточно определить свои способности и тип личности, важно как мы включаем это знание в свою жизнь, что помогает нам и что мешает использовать это знание.
2011-2021 © Психолог Татьяна Митрофанова