Татьяна Митрофанова

психолог-консультант в Санкт-Петербурге

Родителям подростков, которые ничего не хотят

Родителям подростков, которые ничего не хотят

«Как помочь подростку понять, куда двигаться в профессии. Как самой хотя бы понять, в какую сторону его поддерживать)) если он ничего не хочет и от всего только мучается.

Нет. Или лучше так. Какую ситуацию организовать вокруг подростка, какое пространство создать, чтобы у него появился шанс понять, к чему он тяготеет настолько, чтобы хотеть этому учиться?».

Оооочень часто слышу подобные вопросы и тревогу родителей по поводу того, что ребенок ничего не хочет. Предлагаю всем родителям, которые наверняка перепробовали уже много чего, 3 пункта, по которым можно поразмышлять.

1.

Задайте СЕБЕ этот вопрос:
- В какой ситуации У МЕНЯ может появиться шанс понять, к чему я тяготею и чему хочу учиться?..

Конечно, все люди разные, и ваш список будет отличаться от списка вашего ребенка, но думаю, ключевые моменты будут похожи.

Я рекомендую родителям обратиться к себе и записать свой список ответов на этот вопрос. Так будет проще понять, в чем нуждается ребенок. А затем можно свериться с реальностью: что убрать, а что добавить во взаимодействие с ребенком.

Ниже мой личный список. Это просто пример. Не нужно рассматривать его в качестве универсального для всех.

1. Мне необходимо свободное свободное время, чтобы пробовать что-то новое и прислушиваться к себе.

2. Я должна знать, что мой выбор не фатален, я имею право попробовать и передумать.

3. У меня должно быть пространство, место, отношения, в которых я смогу обратиться к другому со своими идеями, сомнениями, размышлениями (пока они еще не оформлены, а только в зачатке!) и не встретить оценки, давления, сарказма, поучения, превосходства или же безучастности.
***Если родитель не готов сам быть таким человеком — поищите среди близких, или найдите коуча-наставника.

4. Я должна чувствовать, что свободна в любой момент заговорить о своих идеях с близким человеком и в любой момент закончить эту беседу.

5. Мне будет полезно, если кто-то со стороны сможет разглядеть и отметить мои сильные стороны, но не станет делать за меня выводы, как мне ими распоряжаться (не будет настаивать, что мне нужно что-то сделать делом своей жизни).

6. Я буду рада искреннему интересу ко мне, глубоким вопросам и разговорам о том, чем я живу в этот момент.

7. Я буду рада, если найдется уравновешенный помощник, который погрузится со мной в важный для меня вопрос, но будет следовать за мной, а не навязывать что-то свое.

8. Я должна знать, что мой выбор не повлияет на чувства моих близких. На их чувства в этой ситуации и их отношение ко мне. То есть, они спокойно примут любой выбор. И им это не важнее, чем мне.

2.

Присмотритесь к своей тревоге. Что самое ужасное может случиться? Прислушайтесь к другим чувствам, которые вызывает у вас эта тема.

Атмосферу вокруг ребенка действительно создаете вы, и определяется эта атмосфера тем, чего больше у вас внутри в данный момент.

Много страхов, раздражения и нетерпения у родителя — много тревоги и сопротивления у подростка.

Много ответственности берет на себя родитель — мало ответственности остается подростку.

За атмосферу для поиска и выбора отвечает родитель, за свои пробы, итоговое решение и результаты — ребенок.

3.

В завершение, я хочу добавить, что если вы были достаточно внимательным родителем все время с рождения ребенка, мы сможете повспоминать, каким ребенок рос, чем увлекался, к чему проявлял интерес, какими способами познавал мир, был созерцателем или активным участником всех событий, во что любил играть, что можно назвать его ключевыми навыками, как он взаимодействует с разными людьми, что особенно легко ему давалось, а что трудно.

Вспоминая, можно делиться с ребенком историями из его жизни, расспрашивать, что он помнит о том или другом событии, как он тогда себя ощущал, чем руководствовался. Разговаривая о нем самом в прошлом, можно спрашивать о настоящем: как сейчас он относится к прошлым увлечениям, что бы сейчас выбрал, если бы вернулся назад, чем было интереснее всего заниматься, где, когда, с кем?…

Все эти вопросы помогут перекинуть мостик к настоящей ситуации выбора и помочь ребенку лучше узнать самого себя. И если разговоры о будущем всех напрягают, то о прошлом говорить более безопасно может быть.

Терпения и спокойствия всем родителям подростков!

Комментарии Disqus

Психолог СПб